Что такое штрих-код
Давайте посмотрим на еще один непременный атрибут практически всех товаров, поступающих сегодня в продажу. Не исключение и парфюмерия. В нижней части любой коробочки находится небольшой прямоугольник, в котором черными штрихами на белом фоне (на самом деле как фон, так и штрихи могут быть любого цвета, кроме красного) нанесены линии, а под ними обычно располагаются цифры. Это и есть штрих-код, бар-код, полосковый код... Вот такие, например:
Тут представлен штрих-код туалетной воды (для определенности - Coco Mademoiselle от Chanel). Давайте попробуем разобраться в нем.
Как видно невооруженным взглядом, он состоит из:
- 1. Первой цифры - код региона;
- 2. Левой группы цифр - код страны и производителя;
- 3. Правой группы цифр - код товара и контрольная цифра;
- 4. Разделителей (более длинные штрихи, в начале, средине и конце кода).
Итак: Первые три цифры (314) - это префикс EAN Франции. Следующие 4 цифры (5891) - это код компании Chanel Parfumerie. Следующие 5 (16450) - это код конкретного товара - туалетной воды Coco Mademoiselle. И последняя цифра (3) - это контрольное число. После кода может иногда идти символ (например, > ). Иногда считается, что это знак "производства по лицензии", так как официально он называется "символ свободной зоны". Однако это просто служебный символ, и он не обозначает ничего.
Наибольшей загадкой (и основой для создания программ "проверки" штрих-кода) является контрольная цифра. Для любителей нумерологии приведу порядок рассчета этой загадочной цифры:
Правила определения контрольной цифры:
- 1 + 5 + 9 + 1 + 4 + 0 = 20 (складываем все цифры на четных позициях)
- 20 х 3 = 60 (умножаем результат на три)
- 3 + 4 + 8 + 1 + 6 + 5 = 27 (складываем все нечетные цифры без контрольной)
- 60 + 27 = 87 (складываем получившиеся значения)
- 7 (отбрасываем десятки и сотни, берем лишь последнюю цифру)
- 10 - 7 = 3 (вычитаем результат из 10, должна получиться контрольная цифра)
Полученная цифра соответствует контрольному числу.
Есть еще одна тонкость: в Америке и Канаде вместо приведенного здесь 13-значного кода EAN-13 принят 12-значный код UPC. Перевести один код в другой достаточно просто - нужно перед 12-значным UPC приписать 0. И дальше все расчитывается так же, как в предыдущем случае. Кстати, чисто Американские сканеры обычно неспособны читать Европейский код, хотя Европейские читают Американский без проблем.
Существует множество мифов о штрих-кодах. Рассмотрим некотрые из них.
Можно ли по штрих-коду определить страну-производитель?
Не всегда. Хотя то, что по первым цифрам штрих-кода можно определить страну-производителя, является самым распространенным мифом. Приводятся (и печатаются на календариках, вывешиваются в сети и т.д.) коды разных стран (Франция - 300-379, США и Канада - 000-139, Россия - 460-469, Китай - 690-695,Украина - 482 и так далее). Эти цифры указывают, согласно международным правилам, на Национальную Организацию, в которой зарегистрировано предприятие-изготовитель. Эстонская (или Грузинская) компания, экспортирующая продукцию в Бельгию и Францию, может быть на законных основаниях зарегистрировано во всех этих странах. И в зависимости от того, для какой страны предназначен товар, первые три цифры ее кода будут различаться.
Только производитель может наносить штрих-код на упаковку?
Это не совсем так. В соответствии с правилами EAN International приоритетное право штрихового кодирования продукции принадлежит владельцу товарного знака (брэнда) или спецификации на производство товара вне зависимости от того, где и кем он произведён. Например, рассмотрим продукцию известной фирмы Coca-Cola. Несмотря на то, что продаваемая в Москве Coca-Cola производится в Московской области, на бутылках стоит "бельгийский" штриховой код, принадлежащий владельцу технологии и брэнда. Однако если по каким-либо причинам владелец торговой марки штриховой код не нанёс, то это может сделать изготовитель. Если и изготовитель товара не нанёс штриховой код, то это может сделать поставщик (импортёр).
В штрих-коде зашифрована вся информация о товаре?
И третий миф - это то, что в штриховом коде есть скрытая информация о потребительских свойствах товара (например, изготовитель, фасон, цвет модели, срок годности и др.). Штриховой код - это всего лишь уникальный номер, по которому в электронном каталоге организации-изготовителя можно отыскать данные об указанной продукции. Без доступа к этому каталогу ничего узнать нельзя. (Потребительский свойства товара иногда шифруются в другом коде - Code-128 и по немного другой методике.)
Как же проверить штрих-код?
Онако не все так грустно. Иногда (и довольно часто) информацию со штрих-кода данного товара можно узнать на официальном сайте регистратора - GS1.org. Однако хочу обратить Ваше внимание на то, что отсутствие введенного штрих-кода в базе данных не является свидетельством его поддельности. Например, это может быть результатом принятого во многих странах законодательства о раскрытии информации, в соответствии с которым компания в некоторых случаях по своему желанию выбирает, предоставлять данные или нет.
Можно ли самому получить право ставить штрих-код?
Разумеется, можно. Нужно просто обратиться в службу (агентство), предоставляющую подобные услуги. Вот отрывок из правил для ЧП, проживающего в Украине, который хотел бы получить собственный штрих-код:
Стоимость получения штрих-кода для Субъекта предпринимательской деятельности состоит их следующих платежей:- - Вступительный взнос равен 50 дол. США;
- - Годовой разовый взнос равен 50 дол. США;
- - Регистрация штрих-кода. Размер платежа за регистрацию штрих-кода зависит от количества нужных штрих-кодов.
(Например, если их от 1 до 250, то платится 5 дол. США за каждый, а если свыше 250 - то платится уже 3 дол. США за каждый). - - Услуги Агентства по оформлению необходимой документации по штрих-кодам и её сопровождение в ведомстве равны 200 дол. США;
Рассчитаем для примера размер оплат по получению штрих-кода для Субъекта предпринимательской деятельности, у которого есть необходимость получить 10 штрих-кодов: 50 (Вступительный взнос) + 50 (Годовой разовый взнос) + 10х5 (Регистрация 10 штрих-кодов) + 200 (Услуги Агентства по штрих-кодам) = 350 дол. США
Ну и конечно же, далеко не все штрих-коды так просты и унылы. Вот примеры штрих-кодов, разработанных японскими дизайнерами